МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в учреждениях ТиПО на период пандемии
Онлайн занятия (вебинары)
Вебинары обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:Онлайн занятия (вебинары) – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого вебинара), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса/интерактивного голосования).
- преподаватель может использовать различные технические средства: презентации, интерактивные видео, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое;
- сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами;
- преподаватель может вести вебинар из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы;
- преподаватель имеет доступ к записи вебинара, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с лекцией в архиве образовательной платформы.
Вебинары проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.), который позволяет проводить онлайн презентации лекций по дисциплинам/модулям. Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп отражен в приложении А.
Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет с WhatsApp.
Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для потока или группы студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем, а также получения ссылок для участия в вебинарах (онлайн занятиях).
После получения ссылки необходимо согласно указанному в ней времени войти по ней на образовательную платформу и присоединиться к занятию (например, см. приложение А-А). На странице платформы отображаются присутствующие студенты. Преподаватель отмечает их в журнале.
При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.
Занятие автоматически записывается и размещается на рабочем столе компьютера преподавателя, который размещает эту запись на канале YouTube, ссылку на занятие пересылает обучающимся в группу на WhatsApp.
Порядок проведения вебинара:
1 шаг. Составление план онлайн занятия.
План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце вебинара получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания или важного бонуса, который будет подарен в конце курса.
2 шаг. Техническая организация вебинара.
Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать в вебинаре.
3 шаг. Подготовка одежды.
Выбирая одежду, учтите две рекомендации:
- веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
- как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего. Остальные части гардероба менее важны.
4 шаг. Подготовка презентации.
При подготовке презентации для вебинара учтите следующие особенности:
- старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
- не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
- смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию;
- нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
- на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
- старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.
5 шаг. Проведение вебинара.
Основное содержание вебинара включает:
- вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
- презентация учебного материала;
- вопросы-ответы.
Вебинар рекомендуется проводить в течении 15 минут по каждой теме.
6 шаг. Обратная связь после вебинара:
- Рассылка материалов;
- Проведение анкетирования;
- Обсуждение в форуме;
- Переписка по e-mail.