Раздел 1. Миссия и стратегия 

 

  1. Миссия Проекта «Саналы ұрпақ» на 2018–2020 годы (далее – Проект): патриотичная и конкурентоспособная молодежь, нацеленная жить в Казахстане, свободного от коррупции.
  2. Цель Проекта — искоренение коррупции в системе образования, формирование среды всеобщего неприятия коррупции через систему образования.
  3. Стратегия Проекта строится на апробации и реализации пилотных направлений с целью дальнейшего использования наилучшей практики в организациях образования страны.

 

Раздел 2. Анализ текущей ситуации 

 

  1. Основные достижения. Благодаря политике Главы государства, Казахстан реализует принципиально новую модель противодействия коррупции. Процесс осуществляется в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», которая возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением, а также Посланий Президента Республики Казахстан, Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, Пяти институциональных реформ и Плана нации «100 конкретных шагов». В этих документах заложены системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям.

Большая работа в сфере противодействия коррупции проводится партией «Нұр Отан». Как ведущая политическая сила страны партия «Нұр Отан» своей важнейшей задачей ставит консолидацию всего гражданского общества по противодействию коррупции. По поручению Лидера партии Нурсултана Абишевича Назарбаева «Нұр Отан» разработал Программу противодействия коррупции до 2025 года. Она легла в основу Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента.

Только за последние три года принято более 60-ти законов, положения каждого из которых, направлены на минимизацию коррупции. Среди них, особое место занимают законы Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «Об общественных советах», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О доступе к информации» и другие.

В результате принятых системных и комплексных мер  минимизированы  административные барьеры и коррупционные риски, повышено качество оказания государственных услуг за счет введения стандартов и регламентов их оказания, обеспечен переход к транспарентному, прозрачному государству, подотчетному перед обществом, налажено конструктивное партнерство и открытый диалог с неправительственным сектором, приняты современные и эффективные законы, повысились правосознание, правовая и антикоррупционная культура населения. Свидетельством тому является повышение уровня доверия общества к антикоррупционной политике государства.

К инструментам противодействия коррупции в сфере образования можно отнести: Концептуальные вопросы воспитания (утверждены приказом Министерства образования и науки от 22 апреля 2015 года №227); созданные практически в каждой общеобразовательной школе и колледжах добровольные клубы «Адал ұрпақ» (более 90% школ), целью которых является формирование антикоррупционной культуры в школьной среде;  Антикоррупционные хартии, подписанные всеми высшими и средними специальными (профессиональными) учебными заведениями; внедрение темы антикоррупционной направленности в учебные программы отдельных предметов и дисциплин на всех уровнях образования; Модельные учебные программы по дисциплине «Основы антикоррупционной культуры» по всем специальностям и направлениям подготовки бакалавров; Типовые программы обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции; перевод  в разряд государственных услуг процесс приёма документов на конкурс по размещению государственных грантов; создаваемые при вузах Центры обслуживания студентов, оказывающие услуги студентам по принципу «одного окна» и исключающие контакт студентов с деканатом; автоматизация государственных услуг в сфере образования, например, внедрена независимая автоматизированная система по формированию очередей и распределению мест в детских садах, разработана  информационная система «mektepalmaty», позволившая обеспечить прозрачность  данных о наличии свободных ученических мест в школах города; информационно-разъяснительная программа «От Вуза к Вузу», студенческие флешмобы «Адал бол», «Университеты вне коррупции», «Чистая сессия» и другие.

Вместе с тем, образование остается сферой, подверженной коррупции. Эксперты ОЭСР, обращая внимание на высокий уровень коррупции в сфере высшего образования, отметили необходимость принятия серьезных мер по превенции коррупции в этой сфере.

В частности, возникает потребность масштабного анализа коррупционных рисков в этой сфере, совершенствования антикоррупционного планирования, обеспечения прозрачности деятельности и проведения аккредитации, исключения внеплановых проверок, совершенствования порядка проведения закупок и т.д.

Взвешенный подход по имплементации лучшего мирового опыта, основанного на глубоком анализе ситуации в Казахстане с учетом региональных особенностей, позволит повысить качество национального законодательства, дополнить его новым содержанием, привести его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создать условия для повышения эффективности антикоррупционной политики.

 

  1. Обоснование Проекта.

1) четверть населения страны (4,5 млн.чел.) задействована в сфере образования (учащиеся школ, студенты колледжей, преподаватели);

2) сфера образования является фактором не только образовательного, но и духовного и культурного развития молодёжи, и именно в молодом возрасте закладываются основные жизненные принципы и человеческие ценности;

3) академическая честность является одним из основных факторов качества образования и формирования антикоррупционного сознания учащихся и студентов;

4) молодёжь, получившая багаж качественных знаний и правильных жизненных принципов, будет придерживаться антикоррупционного поведения и во взрослой жизни.

 

  1. Приоритеты современной антикоррупционной политики. Главной отличительной чертой новой антикоррупционной политики государства является смещение акцента на профилактику коррупции. Впервые внедрены институты превенции – антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Реализуется комплекс мер по антикоррупционному обучению и воспитанию населения, формированию атмосферы абсолютного неприятия коррупции.

Постепенно приходит понимание того, что лучшим средством избавления общества от коррупции, является ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное лечение.

Антикоррупционная политика страны строится и реализуется на рациональном сочетании антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания.

Вместе с тем государство не намерено ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления, поскольку неотвратимость наказания за противоправные деяния — это не только важнейший принцип законности, но и показатель обеспечения социальной справедливости.

Благодаря принимаемым мерам, коррупция перестает быть латентной.

 

  1. Результаты анализа текущей ситуации позволяют выделить ключевые факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, для решения которых определены основные направления Проекта:

1) антикоррупционная культура;

2) прозрачность и открытость организаций образования;

3) академическая честность;

4) антикоррупционное законодательство в сфере образования;

5) информационная поддержка.

 

Раздел 3. Объекты, субъекты Проекта и сроки его реализации

 

  1. Основные задачи Проекта будут реализованы во всех организациях образования и на всех уровнях образования.
  2. Срок реализация Проекта: 2018 – 2020 годы.
  3. Объекты Проекта: детские сады, детские дома, общеобразовательные школы, средние специальные (профессиональные) и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования, детские лагеря, исправительные учреждения для несовершеннолетних.
  4. Субъекты Проекта: воспитанники детских садов и детских домов, учащиеся общеобразовательных школ и средних специальных (профессиональных) учебных заведений, студенты высших учебных заведений, магистранты, докторанты (далее — обучающиеся), а также преподаватели всех учебных заведений, родители, научные сотрудники.

 

Раздел 4. Управление Проектом            

 

  1. Руководитель Проекта: Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Алматы (далее – Департамент Агентства).
  2. В целях координации Проекта создается Проектный офис – рабочий орган Проекта. Задачей Проектного офиса является реализация Проекта, достижение его целей, координация и контроль деятельности проектных групп. Проектный офис формируется из числа представителей Департамента Агентства, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, акимата города Алматы, КАзНУ им.аль-Фараби, которые работают в нем на освобожденной основе от своей основной деятельности. Руководителем Проектного офиса назначается сотрудник Департамента Агентства.
  3. 3. Работу по обозначенным задачам обеспечивают соответствующие проектные группы. Координация и сопровождение деятельности проектных групп осуществляется руководителем и сотрудниками Проектного офиса. Состав проектных групп определяется из числа ответственных работников местных исполнительных органов города Алматы, организаций образования, общественных объединений, ассоциаций, экспертов и т.д. на неосвобожденной основе от своей основной деятельности.
  4. 4. Проектный офис дислоцируется в городе Алматы, что обосновано следующим. Алматы по праву считается городом студенчества и молодежи, здесь обучается каждый третий студент страны. В городе Алматы функционируют 38 из 127 казахстанских университетов, где обучается более 138 тысяч студентов высших учебных заведений (около 28% от всей студенческой молодежи республики). В городе также расположены 84 колледжа и 245 средних школ. Более того, почти половина населения Алматы составляет молодежь до 35 лет. Численность молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет превышает 777,9 тысяч человек, что составляет более 45% от общего числа молодежи по стране.

В настоящее время основные вопросы системной работы по профилактике коррупции решаются в рамках Программы развития Алматы до 2020 года. В основу Программы заложены принципы Прозрачности, Подотчетности и Открытости. Программа предусматривает внедрение проектов, основывающихся на цифровых, «умных» технологиях, тем самым, обеспечивающих прозрачность и исключение условий для коррупции. Так, уже внедрены безналичные платежи на общественном транспорте, на безналичный расчет перешли платные партковки, на безналичную оплату штрафов переходит в этом году дорожная полиция.

Для ускорения и повышения качества госуслуг в прошлом году открыта общественная приемная «Open Almaty». По принципу «одного окна» оказывают услуги городские управления, районные акиматы, правоохранительные органы.

Для формирования привлекательного инвестиционного климата в электронный формат переведен процесс получения разрешений на строительство и подключение к коммунальным сетям.

За прошлый год в 8 раз выросло количество госуслуг, оказанных в электронном виде.

В этом году 10 наиболее актуальных услуг акимата будет по принципу «paper-free» будет переведено в также в электронный формат.

Вся эта работа направлена  на формирование у горожан открытого мышления, правовой и финансовой культуры, ориентированной на неприятие коррупции как социального явления.

  1. При Проектном офисе создается Экспертный совет, в состав которого входят представители Ассоциации вузов, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Назарбаев Университета, Университета КАЗГЮУ, НПП «Атамекен», вузов, неправительственных организаций, общественных объединений и бизнес сообщества.
  2. Экспертный совет заслушивает отчеты руководителя Проектного офиса, знакомится с планами и результатами работ Проектного офиса, дает оценку и рекомендации по реализации Проекта.
  3. Решение основных задач Программы будет обеспечиваться Институтом антикоррупционных технологий, основной целью которого является объединение усилий ученых-юристов, экономистов, политологов, социологов, педагогов, специалистов в области информационных технологий, а также практиков для выработки новых доктринальных подходов и антикоррупционных технологий, направленных на искоренение коррупции путем формирования антикоррупционного мировоззрения; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, а также экспериментальных разработок антикоррупционного профиля.

Задачи Института:

привлечение научных, научно-педагогических работников, студентов, аспирантов, соискателей, докторантов, практических работников и любых других волонтеров к участию в деятельности, направленной на противодействие коррупции;

разработка конкретных технологий (методов, средств и способов), применяемых в антикоррупционной деятельности;

разработка и реализация образовательных программ, методических инструкций и рекомендаций;

осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, выполнение работ и оказание услуг (курсы повышения квалификации, мониторинг, разработка рекомендаций, консультативная деятельность, социологические исследования и т.д.);

проведение социологических опросов;

изучение и обобщение международно-правового опыта противодействия коррупции;

проведение правовой, в том числе антикоррупционной, экспертизы действующего законодательства страны и проектов законов;

осуществление сотрудничества с казахстанскими и зарубежными партнерами по вопросам деятельности НИИ;

организация научно-практических конференций и иных мероприятий научного характера;

подготовка монографий, статей, научно-аналитических материалов, учебников, учебных пособий антикоррупционной направленности и внедрение их в учебный процесс организаций образования;

сбор, обработка и анализ информации, поступающей из Общественной приемной «Гражданский контроль».

Представленная структура составляет основу кластерного управления данным Проектом.

  1. Проектные роли в группе управления проектом (Приложение №1).

 

 

Раздел 5. Структура управления

 

Проектный офис

 

 

Экспертный совет

 

 

 

 

Проектная группа по Направлению 1
Проектная группа по  Направлению  2
Проектная группа по  Направлению  3
Проектная группа по  Направлению  4
Проектная группа по  Направлению  5

 

Раздел 6. Содержание Проекта

 

Направление 1. Антикоррупционная культура

Цель: Увеличение доли населения, не приемлющего проявлений коррупции   

Задачи: 1) Повышение антикоррупционной грамотности всех субъектов сферы образования

2) Культивирование у субъектов сферы образования антикоррупционного поведения

3) Преобразование учащихся, студентов и преподавателей в проводников антикоррупционной политики

 

  1. Анализ основных проблем. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры. Республиканское ОО «Общество молодых профессионалов» в рамках проекта «Повышение потенциала молодежи Казахстана, участвующее в процессе принятия решений в отношении качества высшего образования», финансируемого Европейским союзом, провело социологический опрос среди казахстанских студентов по поводу коррупции в высших учебных заведениях. По результатам опроса, 55% респондентов подтвердили, что коррупция в вузах имеет место, при этом по словам студентов, наиболее распространено мздоимство за экзамен или зачет. Также существует такая форма вымогательства, как требование купить книги или учебные материалы, оказать услугу. Имеет место непрозрачность в распределении мест в общежитиях. На вопрос: «Какие меры предпринимает администрация, если студенты информируют о коррупции?» — большинство респондентов ответило, что не знают случаев, когда бы кто-то на это жаловался (46,7%), некоторые затруднились ответить (23%), 9% отметили, что администрация такие обращения игнорирует, еще 9% сообщили, что разбирательства имеют место, но потом дело закрывают, лишь 12% сказали, что руководство увольняет вымогающих взятки преподавателей.

Также, нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан. Незнание гражданами своих прав дает возможность не чистым на руку людям использовать это в своих мошеннических целях и наживаться на этом.

 

  1. Пути решения. Проведение системной и масштабной работы с субъектами Проекта по повышению их правовой и антикоррупционной грамотности, формированию сознания всеобщего неприятия коррупции, культивированию антикоррупционного поведения. Преобразование субъектов Проекта в «проводников» антикорруцпионной политики, в «агентов» перемен.
  2. Основные мероприятия по направлению 1. «Антикоррупционная культура»

 

Наименование мероприятия Сроки

 

реализации

Форма завершения Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1. Разработка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному обучению для каждой целевой категории лиц сферы образования (обучающиеся, воспитатели, преподаватели, руководители учебных заведений, родители) апрель — май 2018 года проект методических рекомендаций, программ обучения Проектная группа №1
2. Разработка хэндбука для каждой целевой категории лиц всех уровней образования июнь – июль

 

2018 года

хэндбук Проектная группа №1
3. Дополнение программ обучения дисциплинами антикоррупционного образования (включение дисциплин в программы дошкольного, среднего, среднего специального, высшего, послевузовского образования, повышения квалификации преподавателей, в планы работ с родителями) июнь — август

 

2018 года

программы обучения Проектная группа №1
4. Апробация новых программ антикоррупционного обучения в пилотных учебных заведениях г.Алматы с организацией устойчивой обратной связи со стороны экспертов и психологов 2018 — 2019 учебный год протокола апробации Проектная группа №1
5. Корректировка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному обучению с учетом результатов их апробации июнь – август 2019 года методические рекомендации Проектная группа №1
6. Реализация программ антикоррупционного обучения во всех организациях образования страны 2019 — 2020 учебный год проект

 

решения МОН

Проектная группа №1
7. Разработка системы оценки деятельности преподавателей для каждой категории организаций образования (школы, колледжи, вузы) июнь — август 2018 года проект Методики оценки деятельности преподавателей Проектная группа №1
8. Апробация системы оценки деятельности преподавателей в пилотных организациях образования г.Алматы (с включением в методику оценки критериев, оценивающих применение преподавателями в своей работе антикоррупционных механизмов) 2018-2019 учебный год протокола апробации Проектная группа №1
9. Корректировка системы оценки деятельности преподавателей с учетом результатов её апробации июнь – август 2019 года Методика оценки деятельности преподавателей Проектная группа №1
10. Внедрение системы оценки деятельности преподавателей во всех учебных заведениях страны 2019 – 2020 учебный год проект

 

решения МОН

Проектная группа №1
11. Создание и широкая трансляция фильмов, мультфильмов, социальных роликов, вайнов, ютуб канала и т.д. Проведение ANTICORRUPTION TALKS (открытые дисскусионные площадки на базе ВУЗов с участием известных общественных деятелей НПО, Гражданского альянса, блогеров, лидеров общественного мнения) Постоянно

 

в течение всего срока реализации проекта

медиа продукты Проектная группа №1
12. Проведение акций, форумов, флэшмобов, челленджей и других массовых мероприятий, направленных на увеличение числа лиц, поддерживающих антикоррупционную политику государства Постоянно

 

в течение всего срока реализации проекта

мероприятия Проектная группа №1
13. Разъяснение среди родителей миссии и роли попечительских советов (по г.Алматы) апрель – июнь 2018 года собрания Проектная группа №1
14. Создание попечительских советов во всех организациях образования г.Алматы 2018-2019 учебный год проект НПА Проектная группа №1
15. Повышение роли попечительских советов 2018-2019 учебный год проект НПА Проектная группа №1
16. Создание попечительских советов во всех организациях образования страны 2019-2020 учебный год проект НПА Проектная группа №1

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 1 (Приложение №2).

 

Направление 2. Прозрачные и открытые учебные заведения

Цель: Увеличение числа учебных заведений, деятельность которых полностью соответствует принципам открытости и прозрачности

Задачи: 1) Автоматизация и оптимизация бизнес процессов организаций образования

2) Открытость и прозрачность принятия решений организациями образования

3) Открытость и прозрачность формирования и расходования бюджетов организаций образования

 

1.Анализ основной проблемы. Процесс выработки и принятия управленческих решений по-прежнему остается одним из самых закрытых, в связи с чем имеет высокие коррупционные риски. Более того, прямой контакт должностных лиц с населением при оказании услуг также является коррупциогенным.

Каждое учебное заведение в своей деятельности принимает множество решений. К примеру, в школах принимаются такие решения, как зачисление ребенка в школу, распределение учащихся по классам, оценивание качества знаний, прием на работу преподавателей и распределение часов между ними, перевод на домашнее обучение и т.д. В вузах принимаются решения по распределению мест в общежитиях, выделению университетского гранта на бесплатное обучение, переводу на другой вид обучения (дистанционное, вечернее, заочное), выдаче академического отпуска, выдача стипендии на обучение за рубежом в рамках программы обмена студентов и др. Местными исполнительными органами и уполномоченным органом в сфере образования принимаются решения по назначению руководителей учебных заведений, распределению грантов между ними и т.д. Необходимо отметить, что действующие требования к кандидатам на должность ректоров государственных вузов очень минимальные

Каждое из решений, в случае принятия его единолично, может стать коррупциогенным полем, поскольку может приниматься в пользу отдельных лиц и возможно за вознаграждение.

Одним из действенных мер снижения коррупции является автоматизация, поскольку она сокращает условия, при которых может возникать коррупция, исключает человеческий фактор и контакт. К примеру, незамедлительная передача результатов аттестации с помощью информационных технологий в МОН для автоматического контроля исполнения предусмотренных регламентов позволило бы уменьшить возможности для коррупционных проявлений такого рода.

Однако действующие в МОН информационные системы «НОБД», «ЕСУВО», «ИАСУД ПНФО» не введены в промышленную эксплуатацию и в целях предупреждения коррупции используются не должным образом.

Также, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики на 2017 год в Казахстане насчитывается более 470 тысяч студентов, 131 тысяча из которых учится в городе Алматы. По данным «Жас Отан» – молодежного крыла правящей партии «Нур Отан», в Алматы функционирует 94 студенческих общежитий на 30 тысяч мест, это означает, что место в общежитии достается лишь одному из четырех студентов в городе.  В данном случае у сотрудников вузов имеется возможность оказать предпочтение отдельным лицам.

 

  1. Пути решения. Необходимо провести анализ бизнес-процессов всех типов учебных заведений, сформировать перечень всех принимаемых ими решений и выработать предложения по обеспечению прозрачности по каждому решению учебных заведений посредством их автоматизации, внедрению института общественного контроля, создания коллегиальных органов, обеспечения открытости данных и других механизмов. К примеру, коррупционные риски процедуры принятия экзаменов у учащихся и студентов можно снизить путем внедрения обезличивания ответов экзаменуемых посредством их шифрования, а также разграничения между преподавателями функций обучения и принятия экзаменов.
  2. Действующие и вновь создаваемые информационные системы МОНа, управлений образования акиматов необходимо интегрировать со шлюзом электронного правительства. Проработать и принять меры по использованию действующих информационных систем для превенции коррупционных проявлений.

В целях повышения эффективности отчетных встреч ректоров национальных вузов с населением предлагается утвердить типовой перечень вопросов, обязательных освещению на этих встречах, а также распространить этот инструмент на все вузы и колледжи страны, вне зависимости от их статуса и вида.

 

  1. Основные мероприятия по направлению 2. Прозрачные и открытые учебные заведения

 

Наименование мероприятия Сроки

 

реализации

Форма

 

завершения

Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1. Анализ бизнес-процессов пилотных организаций образования г.Алматы 2 — 3 квартал 2018 года аналитическая справка Проектная группа №2

 

 

2. Формирование перечня принимаемых решений организациями образования в разрезе их видов и типов 3 квартал

 

2018 года

перечень решений Проектная группа №2
3. Выработка предложений:

 

по обеспечению прозрачности по каждому решению организаций образования;

по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов организаций образования

4 квартал

 

2018 года

предложения Проектная группа №2
4. Анализ сайтов организаций образования г.Алматы 2 — 3 квартал 2018 года аналитическая справка Проектная группа №2
5. Направление во все организации образования г.Алматы рекомендаций по наполнению сайтов 2 — 3 квартал 2018 года рекомендации Проектная группа №2
6. Разработка типового перечня вопросов, обязательного для освещения на отчетных встречах ректоров национальных вузов с населением 2 квартал 2018 года типовой перечень вопросов Проектная группа №2
7. Внедрение обязательных ежегодных отчетных встреч с населением для руководителей всех организаций образования 3 — 4 квартал 2018 года Предложения в МОН Проектная группа №2

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 2 (Приложение №3).

 

Направление 3. Академическая честность

Цель: Повышение качества обучения посредством внедрения антикоррупционных механизмов

Задачи: 1) Формирование в организациях образования среды, не приемлющей «продажу оценок»

2) Стимулирование преподавателей к применению в практике антикоррупционных механизмов

3) Повышение среди учащихся и студентов культа знаний

4) Внедрение рейтинга вузов, колледжей и школ по обеспечению академической честности и внедрению антикоррупционных механизмов

 

  1. Анализ основных проблем. В целом, уровень развития образования в Казахстане высокий. Вследствие расширения сетей дошкольных организаций охват детей в возрасте 3-6 лет вырос до 85,8%. В среднем образовании отмечается высокий уровень охвата (98,1%). По качеству образования в начальных школах Казахстан входит в 15 лучших стран в рейтинге TIMSS.

Вместе с тем, средний балл Казахстана по рейтингу PISA на 10% ниже аналогичного показателя стран ОЭСР, что указывает на необходимость повышения качества среднего образования.

В Глобальном индексе конкурентоспособности Казахстан занимает 68-е место по качеству среднего образования из 138 стран, 63-е место по качеству высшего образования, 70-е место по уровню подготовки и развития персонала и 100-е место по качеству школ менеджмента.

В мировых рейтингах QS WUR отмечены всего восемь казахстанских вузов, из них только два вуза вошли в топ-300 и топ-400.

Одним из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень качества образования, является академическая честность.

В организациях образования страны на всех уровнях образования все ещё присутствует «продажа оценок», выставление незаслуженных высоких оценок превратилось на ментальном уровне в норму. В итоге при наличии достаточного количества вакансий уровень безработицы в стране составляет 4,9% (по данным stat.gov за 4 кв.2017 г.). При этом более 39% безработных составляет молодежь в возрасте 25-34 лет, уровень безработицы среди молодых людей этого возраста составляет 5,8%. Это именно тот возраст, когда молодые люди заканчивают обучение в высших учебных заведениях и послевузовское образование. Кроме того, из общего числа безработных более 71% составляют люди, имеющие высшее и профессиональное образование.

 

  1. Пути решения. Создать условия, при которых организации образования будут заинтересованы в повышении академической культуры учащихся и студентов и, как её элемент, академической честности. В частности, предлагается создать независимый рейтинг вузов, колледжей и школ по обеспечению академической честности и внедрению антикоррупционных механизмов, который должен стать действенным инструментом в проведении организациями образования формализации и институционализации антикоррупционных процедур и мер по повышению академической этики, как учащихся, так и преподавательского состава.

 

  1. Основные мероприятия по направлению 3. Академическая честность
Наименование мероприятия Сроки

 

реализации

Форма

 

завершения

Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1 Разработка Правил соблюдения академической честности обучающимися и Антикоррупционного обязательства для преподавателей апрель — июнь 2018 года правила,

 

обязательство

Проектная группа №3
2 Тиражирование Правил соблюдения академической честности обучающимися во все организации образования страны и Антикоррупционного обязательства для преподавателей 2018-2019 учебный год отчет в проектный офис  

 

Проектная группа №3

3 Изучение опыта организаций образования, имеющих положительные результаты в обеспечении академической честности (benchmarking) 2 квартал 2018 года предложения Проектная группа №3
4 Разработать benchmark обеспечения академической честности и внедрения антикоррупционных механизмов для каждого типа учебного заведения 3 квартал 2018 года методические рекомендации Проектная группа №3
5 Разработка системы оценки деятельности преподавателей для каждой категории организации образования (школы, колледжи, вузы) июнь — август 2018 года проект Методики оценки деятельности преподавателей Проектная группа №3
6 Апробация системы оценки деятельности преподавателей в пилотных учебных заведениях г.Алматы (с включением в методику оценки критериев, оценивающих применение преподавателями в своей работе антикоррупционных механизмов) 2018-2019 учебный год протокола апробации Проектная группа №3
7 Корректировка системы оценки деятельности преподавателей с учетом результатов её апробации июнь – август 2019 года Методика оценки деятельности преподавателей Проектная группа №3
8 Внедрение системы оценки деятельности преподавателей во всех организациях образования страны 2019 – 2020 учебный год проект

 

решения МОН

Проектная группа №3

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 3 (Приложение №4).

 

Направление  4. Антикоррупционное законодательство в сфере образования

Цель:  Исключение коллизий и коррупционных рисков в законодательстве, регулирующего сферу образования

Задачи: 1) Исключение в законодательных и подзаконных актах коллизий и коррупционных рисков

2) Антикоррупционная экспертиза проектов законов

3) Внедрение в законодательство страны лучших международных практик в сфере противодействия коррупции

 

  1. Анализ основных проблем. Несовершенство отраслевых законов является основным и наиболее актуальным фактором, способствующим коррупционным проявлениям. Нормы действующего казахстанского законодательства, в том числе в сфере образования, при правоприменении нередко создают условия для совершения коррупционных деяний, поскольку имеют правовые пробелы, коллизии, дискреционные полномочия и иные коррупциогенные нормы, способствующие коррупции.

Граждане, как правило, не разбираются в тонкостях юриспруденции и потому им сложно правильно понимать и трактовать положения таких законов.

Так, внешним анализом коррупционных рисков, проведенным в деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее — МОН), выявлены такие коррупционные риски, как несоответствие норм стандартов и регламентов государственных услуг иным нормативным правовым актам; отсутствие в стандартах государственных услуг перечня оснований отказа в их предоставлении; отсутствие в регламентах государственных услуг содержания процедур (действий); отсутствие правовой регламентации деятельности конкурсных комиссий; закрепление в положениях учебных заведений, утверждаемых их внутренними актами, дискреционных полномочий первых руководителей при осуществлении кадровой политики, что часто исключает проведение конкурсных процедур при отборе кандидатов на вакантную должность; наличие правовых пробелов и коллизий в правовом регулировании вопросов конкурсного замещения руководителей государственных учреждений среднего образования.

К примеру, согласно приказу МОН от 21 февраля 2012 года № 57 «Об утверждении Правил конкурсного замещении руководителей государственных учреждений среднего образования» (далее — Правила) конкурсное замещение руководителей государственных учреждений среднего образования проводится органом управления образования при наличии двух оснований: (1) если учреждение среднего образования имеет вакантную должность руководителя и (2) при наличии действующего руководителя по истечении каждых пяти лет его деятельности в данной должности. При этом второе основание для проведения конкурсного замещения противоречит пункту 2 статьи 139 Трудового кодекса РК (согласно данной норме конкурс организовывается и проводится государственным учреждением, казенным предприятием, имеющим вакантную должность).

Правилами не предусмотрена процедура по подведению итогов конкурса, что является серьезным правовым пробелом. Не достаточно регламентирована как в правовом, так и методическом плане, процедура собеседования, как часть конкурсных процедур.

Кроме того, требования, предъявляемые к кандидату на замещение руководителей государственных учреждений среднего образования в пункте 19 Правил не совпадают с квалификационными требованиями, установленными в приказе МОН от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».

Также, Правилами не закреплены сроки полномочий членов комиссии, критерии и требования к членам комиссий при их отборе или назначении; процедуры ротации или пересмотра состава комиссий в течение четко определенного срока; нормы, устанавливающие формы принятия итогового решения членами комиссии (путем голосования (закрытого или открытого); нормы, исключающие конфликт интересов со стороны членов конкурсных комиссий; требования и критерии оценки в отношении членов конкурсной комиссии при участии их в процессе собеседования и вынесения решения, что создает условия для принятия субъективного решения, не исключающего и коррупционную составляющую; не предусмотрены требованияпо видео/аудио фиксации процедур собеседования, являющихся важным инструментом противодействия коррупционным проявлениям и доказывания незаконных, субъективных решений конкурсных комиссий при проведении апелляций и обжалований.

Другой пример наличия правовых пробелов — Правила конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений. Здесь не закреплены процедуры апелляций (обжалований) решений конкурсных комиссий, не прописаны четкие основания для проведения таких процедур, в том числе при выявлении явных нарушений прав и законных интересов кандидатов, требований указанных Правил, иных внутренних актов, а также антикоррупционного законодательства РК. Указанный пробел значительно ограничивает права и законные интересы кандидатов, претендующих на должность на обжалование незаконных и неправомерных действий как со стороны должностных лиц подведомственных организаций, так и конкурсной комиссии и не способствует выявлению коррупционных правонарушений и конфликта интересов, допущенных в ходе проведения конкурсных процедур.

Коллизии имеются и в Положении о диссертационном совете, утвержденном приказом МОН от 31 марта 2011 года №126 «Об утверждении типового Положения о диссертационном совете» (далее – Положение).

Так, согласно пункту 13 Положения диссертационный совет не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня приема документов определяет дату защиты диссертации. При этом, временной срок даты защиты диссертации со дня приема документов Положением не регламентирован, что может создавать риски, связанные с ускорением даты защиты.

В соответствии с пунктом 14 указанного Положения допускается назначение одного из рецензентов из состава диссертационного совета, что противоречит принципам объективности и независимости и создает ситуацию конфликта интересов.

Согласно пункту 20 Положения ученый секретарь совета формирует аттестационное дело докторанта, которое направляется в Комитет в течение 30 (тридцати) календарных дней после защиты докторской диссертации. По истечении данного срока аттестационное дело к рассмотрению не принимается.

Действующая редакция Положения с необоснованной нормой об отказе в приеме создает предпосылки коррупционных рисков.

Согласно пункту 15 Положения диссертационный совет размещает перечень сведений о защитах докторантов и деятельности совета на интернет-ресурсах вуза, в том числе и видеозапись защиты, размещаемой в течение 5 месяцев.

Однако данная мера профилактического характера не в полной мере исполняется высшими учебными заведениями. Так, входе анализа деятельности МОН установлено, что в 83 материалах 2017 года по защите диссертационных работ в 23 отсутствовала видеозапись докторантов, защитивших диссертацию (выборочная проверка КСОН по состоянию на 21 ноября 2017 года, с учетом установленного срока количество размещенных видеозаписей может увеличиться).

Более того, в материалах экспертных заключений, членами Экспертного Совета указываются на факты предоставления диссоветами видеозаписи защиты не в полном объеме (наличие подтверждается отсутствием ответа докторанта в стенограмме защиты).

Такого рода нарушение обусловлено отсутствием в Положении норм по персональной ответственности членов диссертационного совета, что может способствовать возможным коррупционным проявлениям.

 

  1. Пути решения. Проведение на постоянной основе анализа нормативных правовых актов на предмет выявления коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению. Анализ позволяет устранить возникновение административных барьеров при реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, правовых пробелов, наличие дискреционных полномочий, конфликта интересов.

Изучение международной практики в регулировании антикоррупционной деятельности позволит перенять наилучший опыт, приемлемый в казахстанских условиях.

Оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности способствует выявлению пробелов в нормативно-правовых актах и выработке мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в процессе антикоррупционной деятельности.

 

  1. Основные мероприятия по направлению 4. Антикоррупционное законодательство в сфере образования
Наименование мероприятия Сроки

 

реализации

Форма

 

завершения

Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1 Анализ законодательства в сфере образования на предмет выявления коллизий и коррупционных рисков:

 

 

законов;

 

подзаконных актов

 

 

2 – 3 квартал 2018 года

3 – 4 квартал 2018 года

аналитическая справка Проектная группа №4
2 Выработка предложений по внесению поправок в действующие НПА 3 – 4 квартал 2018 года проект

 

НПА

Проектная группа №4

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 4 (Приложение №5).

 

Направление 5. Информационная поддержка

Цель: Правильное информирование населения  о  целях и задачах проекта и проводимой работе

Задачи: 1) Мощное информационное сопровождение Проекта

2) Обеспечение эффективной «обратной связи» через СМИ, в т.ч. социальные сети

3) Максимальное вовлечение в Проект граждан, экспертов, общественных деятелей, субъектов сферы образования и науки

 

  1. Анализ основных проблем. Существующее информационное поле недостаточно способствует консолидации общества в формировании всеобщего неприятия к проявлениям коррупции. Отсутствует системная информационная работа по формированию антикоррупционной модели поведения граждан. Недостаточно задействовано интернет-пространство.

В настоящее время, медиа — источники представляют собой круг журналистов, которые обеспечивают оперативное информирование населения о новостных событиях. Однако зачастую, эти новости они берут не из прямых источников, а пересоздают из отдельных контекстов и подисточников, тем самым, не всегда точно и четко обеспечивая население правильной и полной сутью проводимых мероприятий. Поэтому, требуется не только регулировать корректность информационного донесения, но еще совершенствовать журналистскую этику.

Учитывая, что наибольшими пользователями сетей является молодежь, которая, зачастую, следит за новостями в социальных сетях, с учетом их возрастных особенностей и понимания ситуаций, требуется, чтобы пиар-менеджер обеспечивал грамотное донесение до разного контингента лиц необходимой информации. Эта работа заключается в правильном подборе экспертов, которыми должен правильно проводиться мониторинг сетей, различного рода информаций для размещения в сетях, что позволит правильно сформировать у молодежи объективное мировоззрение, направленное на минимизацию коррупционных рисков.

Информационно-имиджевая работа является не разовой кампанией, а частью ежедневной работы организации, направленной на реализацию целей и задач, главная задача нашего ведомства — это создание благоприятного мнения среди населения о проводимых антикоррупционных мерах и укреплению доверия к институту государственной власти.

 

  1. Пути решения. Информационная работа должна строиться системно. Информация о реализации проекта должна тщательно готовиться отдельно для каждой целевой категории. Предварительно содержание и формат подачи информации должны оцениваться психологами на предмет ее восприятия той или иной категорией лиц.

Должна быть создана специальная PR-группа из числа журналистов, блогеров, общественных деятелей, активных студентов и учащихся, которые непосредственно будут заниматься созданием информационного поля по реализации проекта. Они должны быть обучены навыкам правильной подачи информации и другим медиа-технологиям и пройти соответствующие тренинги (ораторского мастерства, спичрайтингу и т.д.).

Формирование определенной группы PR-экспертов, которые на постоянной основе будут проводить мониторинг социальных сетей, СМИ, анализировать информационные сайты, комментарии в целях получения обратной связи.

 

  1. Основные мероприятия по направлению 5. Информационная поддержка

 

Наименование мероприятия Сроки

 

реализации

Форма

 

завершения

Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1 Формирование PR-группы из числа журналистов, блогеров, общественных деятелей, активных студентов и учащихся апрель 2018 года Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5

 

 

2 Формирование активных Social Media Marketing (Маркетинг в социальных сетях (англ.) апрель 2018 года Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5
3 Создание собственного сайта, ютуб-канала, интернет-канала, Call-center апрель 2018 года Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5
4 Постоянное обучение PR-группы навыкам правильной подачи информации и другим медиа-технологиям в течение всего срока работы проектного офиса Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5
5 Формирование списка экспертов, представителей общественности, видных деятелей, которые будут создавать в информационном поле положительное мнение о работе проектного офиса апрель – май 2018 года Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5
6 Постоянный мониторинг в СМИ информации и комментариев о работе проектного офиса в течение всего срока работы проектного офиса Отчет

 

проектного  офиса

Проектная группа №5

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 4 (Приложение №4).

 

Раздел 7. Ожидаемые результаты Проекта

  • Увеличение доли населения, поддерживающего антикоррупционную политику государства и не приемлющего коррупцию через систему образования;
  • Повышение качества обучения внедрения антикоррупционных механизмов;
  • Создание Системы противодействия коррупции в формате кластера;
  • Разработка и внедрение инновационных антикоррупционных технологий на основе научного подхода.

Раздел 8. Ограничения и допущения

 

Наименование Описание
Ограничения
Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках Проекта Недостаточность (отсутствие) в бюджете государственного органа на текущий год средств на мероприятия, проводимые в рамках реализации Проекта
Необходимость проведения государственных закупок Длительность процедуры государственных закупок
Слабая координация и взаимодействие организаторов Низкая вовлеченность кадров, курирующих проекты, длительные процедуры внутреннего согласования в государственных органах, отсутствие понимания лицами, вовлеченными в Проект, проводимой работы
Загруженность членов проектных групп на основной работе Недостаточная активность, срыв сроков исполнения мероприятий членами проектных групп ввиду их занятости на основной работе
Недостаточность ресурсов для реализации Проекта Недостаточное число людей, задействованных в проектных группах
Нормы действующего законодательства Запреты и ограничения на выполнение тех или иных действий, регламентированные нормативными правовыми актами
Допущения
Изменение сроков Пересмотр сроков реализации задач, мероприятий, ключевых дат в работе Проектного Офиса
Финансирование Возможность финансовой поддержки Проекта в рамках других республиканских и региональных проектов и мероприятий
Изменение состава проектных групп Возможность расширения (изменения) численного состава проектных групп, изменения проектных ролей членов групп управления проектами
Внесение изменений и  дополнений в настоящий Устав Возможность доработки настоящего Устава с учетом приоритетности задач, изменения обстоятельств в ходе реализации Проекта
Привлечение специалистов разных профилей Возможность привлечения к работе специалистов на короткое или длительное время (аналитики, психологи, представители СМИ, конфликтологи, IT-специалисты)

Карта сайта