27 апреля 2017 года на базе Костанайского колледжа сферы обслуживания состоялся областной семинар в рамках работы учебно - методического объединения мастеров производственного обучения сферы обслуживания «Проектирование и реализация современного урока производственного обучения».

 

 

Участникам семинара, целью которого являлось ознакомление с тенденциями развития современных требований к уроку производственного обучения, напрямую связаных с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности, была предложена программа, сочетающая как теоретическую, так и практическую части.

Открыла семинар руководитель  методкабинета Нуркина А.С. Она  обратила внимание участников семинара на то, что включение профессионального образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности общества его качеством, а в конечном итоге переход к реальной конкурентоспособности казахстанского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов.  

Заместитель директора по УПР Шалгимбеков А.Б. продолжив мысль Нуркиной А.С., остановился на требованиях к профессиональному образованию, определенных Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, которые побуждают к поиску новых путей в решении задач обновления содержания образования. Он подчеркнул, что педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, потому что возрастают требования к качественным характеристикам профессионализма преподавателей колледжа.

Как проектирование урока на практике решает поставленные задачи, предстояло раскрыть мастерам производственного обучения колледжа. Участникам семинара были предложены три урока производственного обучения, на которых мастера продемонстрировали реализацию задуманного в процессе занятия на  всех  трех  уровнях: на  уровне  восприятия, осмысления и запоминания, на  уровне применения  знаний  по  образцу, на уровне  применения  знаний в новой  ситуации.

Так, мастер Гончарова О. В., на уроке производственного обучения «Приготовление гурьевской каши» продемонстрировала, как вносит в осуществление современных требований, так и в сочетание компонентов урока своё искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера группы, так и от её индивидуальных черт. Урок закрепления ранее полученных умений и навыков был построен в форме конкурса с элементами игры. Конкурс проходил в два этапа. Первый этап предполагал выполнение теоретических, практических  заданий. Второй этап был направлен на практическую работу по приготовлению каши «Гурьевской», и фруктового салата.

В игровой форме прошёл и урок  производственного обучения «Приготовление котлетной массы и п/ф из нее (котлеты, биточки, шницель, тефтели)» мастера Казбековой А.К., на котором демонстрировалось видение преподавателя, как повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока производственного обучения, как на этой основе выявить особенности этой формы организации обучения. На уроке осуществлялось закрепление пройденного материала посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путём выполнения заданий на применение знаний в изменённой ситуации. Удачно применённые приёмы «да – нет», туры «практик» и «теоретик» продемонстрировали, как форма повторения может видоизменяться, в зависимости от целей урока и его содержания.

Мастер производственного обучения Шевченко Н.В. на уроке «Приготовление плюшек с сахаром» продемонстрировала, как использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяет раскрывать субъектный опыт учащихся. Так, предложенный оригинальный приём при актуализации знаний «Мешок знаний», дал возможность каждому обучающемуся продемонстрировать свой уровень усвоения знаний. В процессе урока производственного обучения мастером удачно решались поставленные задачи создания атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы путём стимулирования учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

По окончании уроков и их анализа участники семинара были приглашены на теоретическую часть, где руководитель ОМО мастеров производственного обучения сферы обслуживания, мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин КГКП «Костанайский колледж бытсервиса» Степченко И.Н. выступила с докладом «Проектирование и реализация современного урока производственного обучения на основе компетентностного подхода». Докладчик предложила посмотреть на компетентностный подход как альтернативную концепцию традиционного образования. Был проведён сравнительный анализ традиционного и компетентностного подходов в образовательном процессе и на его основе предложены этапы проектирования компетентностно-ориентированного урока производственного обучения, алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода.

Содокладчики  Яновщенко С.И. старший мастер и Морозова Е.Г. мастер производственного обучения КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания» в своём выступлении «Планирование и реализация современного урока производственного обучения» раскрыли, опираясь на накопленный опыт мастеров колледжа, почему необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

В результате использования современных методов в учебном процессе современного урока производственного обучения, повышается эмоциональный  отклик  учащихся на процесс познания,  мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Завершилась работа семинара коучингом «Проектирование современного урока производственного обучения», который провела Шумейко Т.С. доцент, кандидат педагогических наук Костанайского государственного педагогического института. Участники, разделившись на группы, постарались спроектировать свой урок, опираясь на полученные знания и на основе предложенной структуры занятия.

Подводя итоги семинара участниками были отмечены наиболее интересные моменты, высказаны пожелания по улучшению качества проводимых семинаров.

Методист колледжа Тихонова Н.А.

Карта сайта