В целях профилактики суицидальных проявлений, оказания своевременной психологической помощи студентам в кризисный момент в колледже функционирует социально - психологическая служба. Вся работа, которой, направлена на укрепление и поддержание психологического здоровья личности и создания благоприятного психологического климата у студентов. В период с 1 сентября 2015 года случаев суицида среди студентов КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания» не происходило. С целью профилактики суицидального поведения среди студентов первого курса, 14 октября 2015 года проведено тренинговое занятие на формирование эмоционально-волевой сферы в реализации жизненных планов. Так же были проведены индивидуальные беседы со студентами «группы риска», с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере.
Тренинговые занятия со студентами
на формирование эмоционально-волевой сферы.
Форма работы – групповая.
Количество студентов в группе – 25 человек.
Методы: игровые методы, групповая дискуссия, арт–терапия ( работа с рисунком), телесно – ориентированная терапия, работа в парах, обсуждение.
Цель: формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у студентов.
Задачи:
- формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции.
- обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- работа с состоянием тревожности.
- формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.
- психологическая коррекция конфликтного и агрессивного поведения.
1. Приветствие.
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.
Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и____сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого!
2. Упражнение «Имя».
Инструкция: «Назовите свое имя и расскажите, что оно обозначает».
Комментарии: значение имени пробуждает интерес и уже создает представление о человеке.
3. Упражнение «Закончи предложение».
Нужно всем по очереди закончить предложения:
- «Счастливее всего я, когда …»
- «Хуже всего мне, когда …»
- «Не могу понять, почему я …»
- «Моя жизнь была бы лучше, если бы я …»
- «Главное, что я хотел бы в себе изменить, это …»
4. Упражнение «Я умею, я люблю».
Инструкция: «Объединитесь в пары. Каждый по очереди должен прыгая пять раз на одной ножке, сказать: «Я умею…» Потом прыгать пять раз на другой ножке и сказать: «Я люблю…».
5. Упражнение «Говорим друг другу комплементы».
Отдельно – так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только положительные качества.
Каждый член группы должен занять место слушателя.
Рефлексия.
Что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.
6. Игра «Кто это?».
Инструкция: «Один человек выходит за дверь. Остальные договариваются, кого загадают. Ведущий зачитывает индивидуальные свойства загаданного человека, а водящий угадывает».
7. Упражнение «Железнодорожная касса».
Ведущий: Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд. В кассе остался один билет, а пассажиров много. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет вам.
Выбирается «кассир», лучше всего – неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Участники образуют очередь у кассы.
Затем проводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь – кому бы он продал билет? Почему? Кому бы не продал? Почему?
8. Упражнение «Дорисуй и передай».
Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дольше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину».
Обсуждение.
- Понравилось ли вам то, что получилось?
- Поделитесь своими чувствами, настроением?
9. Упражнение «Ладошки».
Каждый получает листок бумаги. Нужно обвести свою ладошку, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое ребенок в себе может найти. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами.
10. Упражнение «Солнечный круг».
1 часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя или пишет свое имя.
У солнца рисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества.
2 часть. Дети просят друг друга приклеить лист со своим солнцем булавочками к одежде на спину.
3 часть. Под музыку двигаясь по комнате, дети подходят друг к другу и пишут на лучиках хорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. После выполнения, листы с солнышками открепляются и каждый забирает свой лист с собой.
Ведущий. Уважаемые студенты, когда вам будет трудно, возьмите свое солнце, и оно вас обязательно согреет теплом сердец участников нашей группы.
Рефлексия занятия.
Чтение декларации самоценности.
Студентам раздаются карточки. Каждый из них громко читает написанное.
«Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Ведущий.
- Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.
Педагог-психолог: Каминская А.Н.