13 марта 2017 года Семеновой Ириной Викторовной проведен в группе СКД-17 открытый урок «Осуждение «футлярной жизни» в рассказах А.П.Чехова».

Урок достиг поставленных преподавателем  целей: способствование раскрытию истоков творчества А.П.Чехова, смысловой глубины его рассказов, формирование навыков  анализа художественного произведения;  воспитание таких нравственных ценностей, как  непримиримость с чинопочитанием, помочь студентам в осознании себя как личности, имеющей чувство собственного достоинства; развитие  логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы,  обобщения, определять авторскую позицию, отвечать на вопросы проблемного характера).

Для этого преподавателем использовалось разнообразие методов и приемов обучения: проблемный, частично-поисковый, информационно-технологический, метод проектов, а также  индивидуальная, парная, фронтальная, групповая работы.    

Наглядный материал на уроке (портреты А.П. Чехова,  иллюстрации к рассказам, презентация, технологическая карта, видеофильм  «Смерть чиновника» способствовал воздействию на все типы памяти. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовалась беседа  о значении высказывания К.И.Чуковского: «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней», взятого эпиграфом к уроку. Ребята обращались к высказыванию писателя при подведении итога урока. 

Свои творческие способности, умение выразительно читать наизусть учащиеся продемонстрировали в инсценировке отрывков из рассказов  Чехова, которая способствовала созданию атмосферы  эмоционального отклика в начале урока.

Выполнение творческих домашних заданий  (чтение и пересказ рассказа «Смерть чиновника» и «Маленькой трилогии». Подготовка  библиографами исследовательского проекта «Творческая биография А.П. Чехова») способствовали  более глубокому пониманию обучающимися  истоков творчества писателя-врача, вся жизнь которого стала беззаветным служением людям.

Группа историков подготовила исторический комментарий (связь с историей) и провела словарную работу, благодаря этому ребята познакомились с особенностями эпохи Чехова и лексическим значением историзмов, используемых автором. Произошло погружение в сатиру великого мастера.

На уроке ребята, используя схемы, таблицу,  занимались комментированием художественного произведения, подтверждением ответов текстом, выполняли сопоставительную работу, сравнивая героев рассказов.

Учащиеся повторили литературоведческие термины, усвоили новые знания об особенностях композиции малого жанра, идейном смысле произведения.

В ходе беседы учащиеся самостоятельно нашли ответы на проблемные вопросы об актуальности творчества Чехова в наше время, была организована дискуссия, во время которой многие  выразили свое мнение о том, в чем опасность «футлярной жизни» и сделали выводы для себя. Данные виды деятельности, направленные на реализацию поставленных целей,  обогатили учащихся не только новыми знаниями, но и нравственными ориентирами.

Сквозной темой всего урока являлась социализация личности и ориентация на приобретение профессиональных навыков.  Будущие кондитеры пришли  к выводу о том, что надо постоянно совершенствовать себя в профессии, стремиться стать мастером своего дела, уверенной в себе личностью с чувством собственного достоинства (связь с психологией) – тогда необходимость в «футляре» исчезнет полностью.

Творческое домашнее задание: написать эссе «Уроки Чехова» позволит учащимся выразить чувства к великому сатирику, совершившему жизненный подвиг, поделившемуся с нами своей мудростью, сделать рефлексию урока.

                                                      

 Преподаватель литературы Семенова И.В.

 

 

 

 

 

Карта сайта