В профессиональных колледжах учатся ребята, окончившие курс основной школы. Ни для кого не секрет, почему подростки приходят в колледж. Причины могут быть разными. Многие ребята приходят с желанием приобрести рабочую профессию или для того чтобы после окончания колледжа продолжить обучение по профилю. Часто бывает, что подросток плохо учится в школе или учится без желания, а еще, если на ребенке стоит штамп «трудный», школы стараются избавиться от таких учеников. И такие ребята для дальнейшего обучения выбирают колледж по совету родителей, знакомых или друзей.
Первый семестр это адаптация первокурсников, многие успешно ее проходят и активно включаются в процесс обучения. Некоторые так и не могут приспособиться к новым условиям, задача мастеров и кураторов помогать им в этом, используя педагогику сотрудничества.
Основой такого обучения является учение без принуждения, основанное на гуманности, а именно, не ставить плохих оценок, не читать детям нотаций, не жаловаться родителям. Главное – дать уверенность студенту в том, что он добьется успеха. А это значит, что он научится учиться, будет сам замечать свои пробелы в знаниях и стремиться устранять их.
Не надо на подростке ставить крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Педагогическое сотрудничество предусматривает реализацию идеи труднодоступной цели, основанной на преодолении сложностей в учении, уверенности в достижении поставленных задач. Многократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – способствует прочному усвоению материала. Использование идеи крупных блоков, позволяет значительно увеличить объем изучаемого материала, когда блок пройден, основная мысль схвачена, и студент не боится, что он не поймет и отстанет.
Важен личностный подход, когда студент ощущает внимание педагога к себе как к равноправной личности, когда каждый уважаем, и чувствует свою защищенность.
Педагогику сотрудничества в профессиональном учебном заведении следует понимать шире. Здесь сотрудничают не только мастер или куратор и студент, но и производственные коллективы. Без такого сотрудничества, взаимной заинтересованности нельзя организовать учебно – воспитательный процесс, обеспечивающий подготовку высокой квалификации. Педагогика сотрудничества также предусматривает не принудительное, насильственное обучение, ведущее к нравственной деформации обучающегося и мастера, а организацию деловых контактов , совместную постановку задач и совместный анализ процесса их решения.
Мастер изыскивает способы предоставления обучающимся возможности проявить себя даже в небольшом, но конкретном деле и отстаивать свое мнение, создает условия для активного применения обучающимися в коллективной трудовой деятельности теоретических знаний.
На уроках производственного обучения мы используем проблемную и игровую технологию, а также элементы технологии развивающего обучения. Основная цель использования метода проектов, опережающих заданий, проблемных ситуаций - активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Разнообразием проводимых интеллектуальных, ролевых игр достигается развитие познавательного интереса к профессиональным знаниям и навыкам. Игры, проводимые по аналогии телевизионных передач: «Своя игра», «Что, где, когда»- рождает чувство соперничества. Играя в «Поле чудес», ребята быстрее запоминают технологию приготовления блюд, их подачу, сервировку стола. Во время игры «Самая красивая салфетка» формируется умение складывать салфетку разными способами, фантазировать, развивать творческие способности. Часто пройденный материал повторяем разгадыванием кроссвордов.
Метод проектов, основанный на выполнении опережающих заданий, позволяет студентам получать знания вне программы и делиться ими с другими.
Проблемные вопросы, проблемные ситуации ведут на уроке к диалогам и даже спорам, в ходе которых рождается правильный ответ.
Педагогика сотрудничества – это признание одного приоритета в воспитании и образовании – личности обучающегося. И отдавать предпочтение следует не столько сумме знаний, одинаковых для всех, не только набору необходимых положительных качеств, а их раскрытию и развитию задатков и способностей, данных человеку природой.
И если этих задатков не так уж много, в профессиональном обучении не должно быть ситуаций, тупиковых для личности. Ни плохие математические способности, ни ослабленная память, ни вздорный характер не могут помешать человеку, найти свое место в жизни, стать нужным обществу и счастливым.