Баудинова Б.С., магистр экономическмх наук,

мастер производственного обучения

 

«Много, конечно, значит дух заведений;

но этот дух живет не в стенах, не на бумаге,

но в характере большинства воспитателей

и оттуда уже приходит в характер воспитанников».

(К.Д. Ушинский)

  

  

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Он призван передать студентам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина  государства, привить высокие морально-этические качества. Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого  коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».

В общении со студентами мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства. Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.  «Человек по натуре своей художник» писал А.М. Горький. Он всюду, так или иначе, стремится «вносить в свою жизнь красоту», но эти качества  вырабатываются в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Поэтому у студентов необходимо воспитывать осмысленный, сознательный подход к труду, понимание общественной значимости выполняемой работы, побуждать творческое отношение к делу.

С первых дней нужно развивать у студентов эстетические чувства в труде: учить аккуратности, заботливому отношению к оборудованию, высокой культуре, точности, качественному исполнению и чувству красоты. В центре воспитательной работы стараюсь поставить трудовое воспитание. С первых дней практики внушаю студентам, что труд – основной источник материального и духовного богатства, говорю о том, что честный труд в почёте, а высокопроизводительный вдвойне, что нужно каждому развивать инициативу и творчество в работе. В процесс воспитания у студентов положительного отношения к своей профессии стремлюсь на личном примере показать, что я люблю свою профессию, и выполняю, в присутствии студентов, необходимые приёмы и операции.

Учу студентов, в первую очередь, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности санитарной гигиены, умело пользоваться инвентарем, инструментами, прививаю необходимые умения и навыки в процессе показа приготовления различных блюд и напитков.

Я не стремлюсь от студентов добиваться того, чтобы они делали в точности как я, это лишает ребят творческого поиска. Это хорошо, когда у ребят появляется фантазия, это увлекает, вызывает деловой азарт и, соответственно, прививается любовь к труду. Успех обучения и воспитания зависит от интереса: чем чаще студенты испытывает чувство радости от успешно выполняемой работы, тем сильнее его вера в собственные силы и желание овладеть профессией.  Чтобы укрепить студентов в своих силах, необходимо развивать у него чувство собственного достоинства, уважение к самому себе. В процессе производственного обучения стараюсь воспитывать у них высокие моральные качества. На каждом уроке я ставлю воспитательную цель, индивидуально подходящую каждой теме. Стараюсь довести до сознания, для чего нужно соблюдать режим экономии продуктов, сокращать процент отходов.  Особая роль мастера в обучении и воспитании студентов заключается в том, что он ведёт закреплённую группу от начала до выпуска, имеет дело с небольшим коллективом. Мастер хорошо знает студентов на уроках производственного обучения полнее и глубже изучает нравственные, волевые и другие качества личности своих воспитанников, их склонности, способности, отношение к профессии. Студенты, в свою очередь, тоже изучают мастера, присматриваются к нему. Для того, чтобы успешно формировать Фпрофессиональное мастерство и высокие моральные качества, мастер должен пользоваться авторитетом у студентов.

Авторитет мастера – добровольное признание студентами превосходства его личных качеств, общих профессиональных знаний и умений, его общей культуры. Сила авторитета заключается в том, что добровольное признание, превосходство мастера студентами предполагает и добровольное ему подчинение. У авторитетного мастера не стоит вопрос о дисциплине, студенты сами поддерживают её, сами борются с недисциплинированностью в своей среде. Его похвала и одобрение доставляют радость студентам, укрепляют веру и силу в свои способности, побуждают их к добросовестному труду и примерному поведению.

В период производственного обучения я осуществляю контроль за обучением и принимаю необходимые меры для успешного выполнения программы практики каждым студентом, слежу за рациональным использованием студентами времени, отводимого на производственную практику, помогаю студентам, в случае затруднения, стать хорошим специалистом, перенять опыт лучших производственников, освоить современные технологические процессы, применяемые на производстве.

Такое важное качество для будущего квалифицированного рабочего, как профессиональная самостоятельность формируется в процессе обучения на предприятии. Правильно организованная практика позволяет воспитать у студентов любовь к избранной профессии, чувства гордости за принадлежность к рабочему классу. Формируется не только трудолюбие, но и такие качества как организованность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, чувство профессиональной гордости, коллективизм.  Подводя итог выше сказанному, хочу сказать, что важно, чтобы студенты с самого начала получили правильное представление о труде, они должны твёрдо усвоить, что процесс труда не всегда удовольствие, но результат частного труда на общее благо всегда приносит удовлетворение, что всякий труд является непреложной общественной необходимостью, требующей от каждого большой физической и умственной энергии, дисциплины и ответственности.

Карта сайта