Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Н.А. Умов.
Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнёрским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, обладающие чувством ответственности и гражданственности, поэтому перед системой профтехобразования поставлена серьёзная задача: готовить квалифицированные кадры, расширять кругозор учащихся, умение свободно ориентироваться в различных системах производства, проявлять профессиональную самостоятельность, уметь рационально планировать и организовывать свой труд, и осуществлять самоконтроль своим действиям. Основополагающим требованием общества к современному профессиональному учебному заведению является формирование личности, умеющей самостоятельно решать научные, производственные, общественные задачи, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Первостепенная задача мастера производственного обучения – учить учащегося учиться. Для формирования ключевых компетенций мы используем различные педагогические технологии, развивающие у учащихся самостоятельное мышление и навыки продуктивной самостоятельной деятельности: проблемное обучение, проектная технология, групповые интерактивные технологии.
Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у ребят самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Организация и обучение студентов самостоятельной работе связана с целями и задачами, его содержанием, методами, организационными формами. Для достижения результатов самостоятельная работа должна включать:
- определённый комплекс новых знаний, умений и навыков, которые обучающиеся должны усвоить;
- базироваться на принципах доступности и подбираться с учётом периодов обучения;
- иметь определённую структуру, включая организацию планирования и самоконтроль;
- иметь конкретную цель, активизирующую познавательную деятельность обучающихся.
Высокий уровень самостоятельности проявляется тогда, когда учащийся начинает перестраивать изложенный мастером материал привлекая дополнительные сведения, самостоятельно обращаясь к указанному источнику учебной литературы. Уверена ,что правильная организация учебного процесса самый главный фактор успешного самообразования учащихся. Поэтому в своей работе мы часто используем различные виды самостоятельной работы. На уроках производственного обучения по профессии «Пекарь» ориентируемся не только на группы, но и на каждого учащегося в отдельности. Считаю, что такой подход побуждает к работе более слабых учащихся. Для эффективности самостоятельной работы применяю тесты с выбором ответа, карточки- задания, проблемные ситуации. Доверяю инструктаж самим студентам, где учащиеся должны не только , рассказать, но и показать процесс выполнения задания, тем самым повышая самостоятельную работу . В такую работу включаются вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным . Итогом самостоятельной работы является творческий поиск решения учебной проблемы, позволяющий студенту пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, но и потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Для организации самостоятельной работы на уроках п/о считаю обязательными такие факторы, как создание положительной мотивации, использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся, индивидуальный подход при подборе заданий, консультирование на разных этапах работы, использование информационных технологий.
Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется студентом без непосредственного участия мастера, но по его заданию и под его управлением и контролем.
Учащимся свойственны индивидуальные способности. Поэтому, какую бы самостоятельную работу не выполняли учащиеся, какую бы цель не ставили перед ними, мастер должен учитывать уровень подготовленности каждого индивида. Все самостоятельные работы составляются разного уровня сложности. Активно использую метод проектов для закрепления ранее изученного материала. Самостоятельная работа над созданием проектов способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу активизирует мыслительную деятельность. Таким образом развивая чувство ответственности на уроках производственного обучения наделяю своих воспитанников жизненно важными компетенциями, прививаю любовь к профессии.
Мастер производственного обучения: Шикина Ольга Николаевна