Обучение и воспитание молодого поколения - одна из основных задач государства, общества и учебных заведений. Реализация, которой была поставлена Президентом страны перед молодежью по строительству нового и современного Казахстана, входящего в число 30 самых конкурентных развитых стран мира. Главная задача молодежи получить качественные знания и специальность, став профессионалами,  принести реальную пользу во благо независимого  Казахстана.

 

 

 

За свою историю профессиональное образование прошло сложный путь. Новый век принес свои изменения: оптимизация, реформирование, переход на новые образовательные стандарты. Но, несмотря на все сложности и трудности, система  технического и профессионального образования продолжает свою историческую миссию – готовит квалифицированные кадры для страны. В проекте государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2020г.г. поставлены задачи повышения престижа профессии педагога и улучшение качественного состава педагогических кадров,  усиление их потенциала в  техническом и профессиональном образовании. Назрела необходимость модернизации самой системы подготовки кадров на инновационной основе.

Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. За основу этой системы положен принцип взаимной связи теории с практикой, позволяет учащимся не только знакомиться с производством, но и осваивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий промышленности и сферы быта. Высокая жизнеспособность этой системы объясняется тем, что она отвечает интересам всех участников этого процесса: государства, учебного заведения, предприятий и студентов. Для предприятий - это возможность подготовки рабочих кадров, непосредственно, под свое производство, производственные технологии и оборудование, максимальное соответствие корпоративным интересам, экономия времени и средств на поиск и подбор рабочих, их переобучения и адаптации к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность перспективного планирования,  замены рабочих ресурсов и отбора лучших студентов, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны, деловые качества.

В КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания» реализуется принцип дуальной системы через социальное партнерство.

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования

Техническое и профессиональное образование все больше ориентируется на рынок труда, запросы работодателей, социальных партнеров.

Наши обучающиеся  специальности 1218000 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции»  теоретические знания по своим специальностям получают от высококвалифицированных специалистов на  занятиях в колледже. Затем на втором курсе теоретические знания подкрепляются при прохождении уроков производственного обучения на кондитерской фабрике «Баян-Сулу»  под руководством мастера производственного обучения.

После получения первичных навыков, на уроках  производственного обучения обучающиеся направляются на производственную практику.

Во время прохождения производственной практики мастер производственного обучения контролирует соблюдение пропускного режима, отслеживая дисциплинированность каждого практиканта. Беседа со студентами о правилах, которые обязаны соблюдать все работающие на предприятии, сообщение времени начала и окончания работы цехов, о правилах выдачи и хранения пропусков, правах и обязанностях работников охраны -  способствует быстрой адаптации студентов к пропускному режиму предприятия. Практиканты соблюдают табельный режим цеха и убеждаются в том, что это способствует ритмичности работы цехов предприятия. Мастер производственного обучения с первых дней практики ставит студентов на табельный учет в тех цехах, где они будут проходить практику, регулярно встречается и беседует с наставником практикантов, прислушивается к замечаниям и рекомендациям начальника цеха. Своевременная информация о нарушениях быстро  устраняется при согласованной работе мастера группы и наставника цеха. Мастер производственного обучения регулярно напоминает студентам о том, необходимо не только освоить правильность выполнения трудовых приемов операций  производства, соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, и не забывать о трудовой дисциплине, об ответственном отношении к труду, уважительном отношении к сотрудникам цеха. Отслеживая состояние рабочих мест практикантов, выявляя пробелы и недочеты в их работе, мастер обращает серьезное  внимание на необходимость соблюдения технических требований, на качественные показатели работы. Контроль за прохождением ими производственной практики, выполнением работы, своевременной помощи, оказываемой мастером, позволяет практикантам успешно справиться е производственными заданиями, поверить в свои силы, в реальность полезности и необходимости выполнения трудовых отношений.

Мастер производственного обучения отслеживает степень адаптации каждого практиканта на рабочем месте и качество результативности выполнения программного материала.

Каждый студент ведет дневник прохождения производственной практики, где отражает все  виды работ, которые он выполняет. При просмотре дневников мастером проводиться  анализ выполненных работ студентом, их разрядность и сложность, а также помогают правильно вести записи в журнале производственного обучения, что очень важно для управления всем процессом обучения.

В современных условиях обучение в учебном заведении и обучение на предприятии не являются альтернативными, а призваны быть взаимодополняющими.

Эффективность учебно-производственной подготовки обеспечивается взаимообогащением технологий обучения и производства, созданием условий непрерывности образования на стыке обучения в профессиональном учебном заведения и в процессе профессиональной деятельности на предприятии. Эффективные формы сотрудничества учебного заведения и предприятия могут обеспечить качественную подготовку и дальнейшее профессиональное и личностное развитие специалиста.

 

Мастер производственного обучения: Попкова И.А.

 

Карта сайта